auty-v-pokere

Подсчет аутов в покере — один из основных стратегических навыков успешного игрока. Данная статья поможет разобраться в элементарной математике онлайн-покера: мы расскажем, что такое ауты, для чего они используются и как правильно их считать.

Бесплатный курс по покеру для новичков

Что такое ауты в покере

В начале изучения покерной математики новичку первым делом необходимо понять, как считать ауты в покере (outs). Это оставшиеся в колоде карты, которые подходят для составления любой победной комбинации. Когда данная карта появляется на флопе, терне или ривере, говорят, что игрок поймал свой аут.

Таковыми считаются только те карты, которые действительно улучшают дро до сильнейшей руки. Например, если у игрока , а на флопе , то девятка или король могут усилить руку только до второй пары. Нельзя быть уверенным в 100% победе с такой комбинацией.

Ран аутом в покере называются следующие карты, которые должны выйти из колоды на терне или ривере.

Зачем это считать

Ауты — одна из основ покерной стратегии, построенной на математике. Умение их считать помогает в конкретной раздаче определять вероятность улучшения руки или составления победной комбинации.

Цели подсчета:

  • Определить прибыльность решения с математической точки зрения.
  • Понять целесообразность вложений в банк. Задача игрока — отказываться от ставок, если вероятность составления победной комбинации низка, и вкладывать в банк, если возможность получения нужной руки высока.
  • Определить натсы. Зная, что игрок впереди, он сможет действовать максимально агрессивно и крупно ставить на вэлью.
  • Минимизировать принятие минусовых решений. Если преобладают плюсовые, на длительной дистанции игрок будет получать прибыль.

Знание такой базовой математики дает преимущество над самыми слабыми соперниками, которые не учитывают ситуацию за столом, а играют, «собирая картинки».

Как правильно считать

В карточной колоде 52 карты — по 13 каждой масти. Зная общее количество, можно посчитать, сколько из них подходят для составления той или иной комбинации.

Пример №1. Расчет для стрита.

У пользователя на руках . На флопе лежат . Для составления стрита нужна любая десятка. Поскольку на столе она не появилась, в колоде есть четыре T.

Получается, что у игрока имеется 4 варианта для составления комбинации стрит.

Пример №2. Расчет для флеша.

Подсчет вариантов для недостроенного флеша выполняется аналогично.

У игрока на руках две пиковые карты, среди которых Туз. Открывается флоп с двумя пиками. Для составления флеша нужно, чтобы на терне или ривере из колоды пришла еще одна оставшаяся пика.

Поскольку в колоде 13 пиковых и 4 из них уже задействованы в раздаче, в колоде осталось 9 усиливающих карт.

Двойной подсчет

Часто рука может улучшиться сразу в 2-3 направлениях. Рассмотрим ситуацию, когда у покериста карманная рука, с которой можно составить несколько комбинаций.

У него карманные пиковые , а на столе лежат еще две пики — Валет-Девять и трефовая Дама. Для составления флеша нужна любая пика, а любая Десятка усилит руку до стрита.

Всего в колоде 4 Десятки и 9 карт пиковой масти, но одна Десятка пиковая и посчитана дважды. Получается, у руки есть 12 вариантов терна, на которых она усиливается: 9 + 4 – 1 = 12.

В примере пиковая Десятка подходила для стрита и флеша одновременно. Поэтому, производя расчет вариантов для победной комбинации, всегда нужно учитывать повторяющиеся шансы — иначе вероятность получится сильно неточной.

Расчет с учетом карт соперника

Не следует учитывать ауты, которые могут усилить руку оппонента — они называются перекрытыми или дисконтированными.

Рассмотрим ситуацию, когда игроку не хватает десятки для построения стрита. Предположим, что его соперник имеет флеш-дро на черви. Поскольку червовая десятка подходит оппоненту по масти, ее не нужно учитывать при подсчете. Значит, остается 3 варианта для составления стрита.

Главная трудность — перекрытие считается предположительно, с учетом диапазона, ведь точная рука оппонента не определена. Однако с опытом точность математических расчетов возрастет.

Подсчет с учетом дополнительных исходов

Важно подсчитывать дополнительные или скрытые ауты. Это карты, не позволяющие составить задуманную комбинацию, но ослабляющие руку оппонента.

Предположим, что один игрок имеет туза и десятку на префлопе, а его соперник — пару семерок. На столе выпали дама, валет и два. Тогда для стрита первому понадобится любой король, но и туз также даст ему старшую пару. Эти 3 туза и будут скрытыми аутами.

Делая предположения о силе собственной руки и рук соперников, нужно учитывать все потенциальные сценарии. Расклад может кардинально измениться за одну улицу.

Таблица аутов в покере

Начинающим игрокам поможет таблица с уже рассчитанными показателями. Она демонстрирует вероятность получения определенной руки на любом этапе торгов и содержит наиболее частые примеры подсчета комбинаций.

Однако в разгар напряженной игры за несколькими столами может не хватит времени, чтобы подглядеть в таблицу, поэтому шансы на основные комбинации лучше запомнить. Чаще всего нужно помнить вероятности на стрит, флеш и комбинированные дро.

Ауты Шансы флоп-терн Шансы флоп-терн (включая ривер) Пример
1 45:1 22:1 Младший сет против старшего сета
2 22:1 11:1 Младшая пара против старшей пары
3 15:1 7:1 Одна оверкарта
4 11:1 5:1 Гатшот
5 8:1 4:1 Средняя пара против старшей пары
6 7:1 3:1 Две оверкарты
7 6:1 2.5:1 Гатшот и оверкарта
8 5:1 2:1 Двухстороннее стрит-дро
9 4:1 2:1 Флеш-дро
10 4:1 1.6:1 Гатшот и две оверкарты
11 3:1 1.4:1
12 3:1 1.2:1 Гатшот и флеш-дро
13 2.5:1 1.1:1
14 2.4:1 1:1 Стрит-дро и две оверкарты
15 2.1:1 1:1 Флеш-дро и две оверкарты

Таблица подсчета шансов на постфлопе

Так, шансы 2:1 на закрытие флеш-дро значат, что игрок в среднем увидит эту комбинацию 1 раз из 3. Из таблицы видно, что на двух улицах шансы в 2 раза больше чем на одной.

Однако таблица не учитывает силу руки оппонента, не подходит для исключения двойственного подсчета, поэтому необходимо научиться корректировать расчеты своими силами.

Расчет вероятности

С помощью вышеописанных знаний можно легко рассчитать вероятность улучшения руки. Этот показатель может быть выведен как в числовом выражении, так и в процентном.

Для начала выясним шанс на выпадение одного аута на следующей улице после флопа. Поскольку в колоде 52 карты, 5 из уже известны — это 2 карманные и 3 на столе — останется 47 неизвестных. Тогда вероятность появления нужной карты на терне составляет 2.12% (1 / 47 * 100% = 2.12%).

Шансы на выход нужной карты на одной из двух улиц — терне или ривере — считаются аналогично. Эта вероятность составит 4.25% (2 / 47 * 100% = 4.25%).

На практике для расчета шансов профессионалы в большинстве ситуаций применяют правило четырех или правило двух. Благодаря им покерист может не запоминать таблицы шансов и не проводить сложные математические вычисления.

Ауты Вероятность выхода на терне Вероятность выхода на ривере Вероятность выхода на двух улицах
1 2.10% 2.10% 4.20%
2 4.20% 4.20% 8.40%
3 6.40% 6.50% 12.50%
4 8.50% 8.70% 16.50%
5 10.60% 10.90% 20.40%
6 12.80% 13% 24.18%
7 14.90% 15.20% 27.80%
8 17% 17.40% 31.50%
9 19.10% 19.60% 35%
10 21.20% 21.50% 38.40%
11 23.40 23.90% 41.70%
12 25.50% 26% 45.00%
13 27.70% 28.20% 48.10%
14 29.80% 30.40% 51.20%
15 31.90% 32.60% 54.10%

Таблица для вычисления вероятностей

Правило двух помогает определить вероятность выпадения на терне или ривере с погрешностью до 5%. Для расчета нужно умножить количество аутов на 2, поскольку один из них придет в 2.12% случаев.

Правило четырех применимо на флопе — оно показывает вероятность увидеть желаемые карты на одной из двух следующих улиц. Для подсчета процента выигрыша нужно умножить количество своих вариантов на 4.

Рассмотрим случай: на флопе по подсчетам у игрока есть 10 аутов. Тогда шанс на получение выигрышной руки составит:

  • за одну улицу (терн или ривер): 10 * 2 = 20%;
  • за две улицы (терн и ривер): 10 * 4 = 40%.

В реальности коэффициенты на выигрыш были 21.2% и 38.4% — получились максимально близкие значения. Однако благодаря этим простым правилам сэкономили ценное время для обдумывания хода.

Для более точных подсчетов на двух улицах разрешается использовать правило 3 + 9. Принцип подходит для ситуаций, когда для победы нужно 9 и больше вариантов.

Если пользователю не хватает 12 карт, то с помощью расчетов по правилу 3 + 9 процентное выражение окажется равным:

3 * 12 + 9 = 45%.

Это точное значение, так действительно произойдет в 45.00% случаев.

Как точно считать вероятности в покере

Для быстрого подсчета шансов в сложных ситуациях игроки используют профессиональный софт — покерные калькуляторы Equilab и PokerStove.

Для расчета достаточно просто ввести в программу собственные карманные карты, общие и предполагаемый диапазон рук соперника. Далее софт произведет расчеты.

Калькулятор Equilab
Принцип работы Equilab

Встроенный калькулятор имеется в Holdem Manager и других программах с HUD. В них также доступен анализ раздач.

Заключение

На представленных расчетах основывается вся покерная математика. С помощью них узнают вероятности, которые в совокупности с шансами банка, становятся важными показателями при принятии решений. Именно понимание математических расчетов делает игрока профессионалом и увеличивает винрейт.

Михаил Макрушин Михаил Макрушин Автор школы покера и обзоров румов
Привет всем гостям poker.ua. Я пишу для сайта информационные тексты, обзоры, рейтинги и статьи по теории.
Света Svetarik Дрыга Света Svetarik Дрыга Эксперт
Профессионально играю в покер и обсуждаю его на стримах с теми, кто меня поддерживает. Помогаю Poker.ua выпускать полезные и интересные статьи о покере.