c34r324r

При анализе игры, покеристом должна обязательно учитываться дисперсия в покере, которая зачастую вносит коррективы в реализацию математического ожидания. При этом она может нести как негативный, так и положительный характер, увеличивая или уменьшая прибыль игрока. Данное явление относится к высшей математике и подтверждено теоретически и практически и по своей сути является фактором удачи.

Даже если покерист играет, используя покерную математику, он может не получить ожидаемой прибыли. Дело в том, что в покере фактор удачи оказывает влияние на результат. Его влияние снижается в долгосрочной перспективе, однако в некоторых случаях может вызывать сильные отклонения от математического ожидания даже на длительной дистанции.

Дисперсия в покере – это отклонение от математического ожидания, вызванное волей случая.

Пример: игрок имеет карманную Пару Тузов и идет ва-банк против одного соперника на префлопе. Он имеет вероятность победы в 85%. Получается, что примерно в четырех аналогичных раздачах из пяти он выиграет олл-ин. Однако может случиться так, что он проиграет в трех или четырех раздачах из пяти из-за простого совпадения. Это и будет дисперсией! Прибыльное решение окажется убыточным.

Данный пример касается пяти раздач. Однако покерист, который играет активно, будет принимать такие решения во множестве раздач – в сотне, тысяче. При этом, чем больше аналогичных раздач будет сыграно, тем больше сгладится дисперсия и прибыль приблизится к математическому ожиданию. Например, в 10 раздачах он может оказаться в минусе из-за фактора удачи, но сыграв 1000 таких рук, получит свою прибыль и покроет убытки. Проще всего это понять, используя пример не из покера:

Пример: человек подбрасывает монетку и записывает результат – орел или решка. По идее обе стороны монеты должны выпасть одинаковое количество раз. Однако, подбросив ее 10 раз, он может получить совершенно другой результат, например 7 раз орел и три раза решка. Но если бросить монету 100 раз или больше, результат сравняется и будет примерно равен 1:1.

Несмотря на то, что согласно высшей математике, дисперсия должна сглаживаться на дистанции, случается так, что она вызывает сильные отклонения, которые заметны даже по результатам нескольких длительных игровых сессий. Данные явления получили свои отдельные называния – Апстрик и Даунстрик.

Положительная дисперсия в покере

Если дисперсия в покере отклоняется от математического ожидания в пользу игрока, её называют Апстрик. Благодаря случаю, играя по математически выверенной стратегии, покерист получает больше прибыли, чем ожидается. Научно объяснить затяжной Апстрик возможно только одним способом – череда случайностей, которая не противоречит высшей математике. В данном случае дисперсия в покере – это положительное явление, способное порадовать любого игрока. Ее можно выявить при анализе игровой сессии. Признаки Апстрика следующие:

  • Игрок чаще получает перспективные для розыгрыша карты, чем обычно;
  • Карты борда часто усиливают руку;
  • Удается выиграть, даже если карты борда не подошли, так как соперник сбрасывает или получает более слабую комбинацию;
  • Частота выигрыша в конкретной ситуации оказывается выше, чем рассчитанная для неё вероятность.

Несмотря на то, что положительная дисперсия в покере приносит дополнительную прибыль, она может нести и негативное влияние на игрока. Покерист может посчитать, что это результат его игры, хотя прибыль обусловлена волей случая. Излишняя самоуверенность может стать причиной переоценки своих сил и последующего проигрыша. Поэтому Апстрик в покере часто завершается спадом прибыли. Данный спад может ввести покериста в игровую депрессию и даже вызывать состояние тильта.

Апстрик в покере зачастую позволяет выигрывать крупные суммы даже тем игрокам, которые впервые сели играть и поверхностно знают понятие стратегии. Например, новичку часто приходят сильные карманные карты – пару Тузов, Королей и т.п. В этом случае, даже не используя выверенную тактику, игрок может сорвать внушительный куш из-за простого везения.

Отрицательная дисперсия в покере

Если математическое ожидание имеет негативные отклонения в виде получения меньшей прибыли, чем ожидалось или даже вызывает проигрыши, такое явление называется Даунстрик. Игрок чаще проигрывает, чем выигрывает в тех ситуациях, которые должны приносить ему прибыль в долгосрочной перспективе. Здесь опять наблюдается влияние фактора удачи – карты не усиливают руки, соперники выигрывают на мусорных картах и т.п.

При анализе игры покеристу следует определить – что является причиной спада прибыли – Даунстрик или неверная стратегия. Например, снижение дохода от игры может носить не случайный характер, а быть последствием неправильного выбора столов, встречей с более сильными оппонентами и т.п. Поэтому нельзя списывать череду проигрышей всегда на дисперсию. Если же анализ игры показывает, что в проигрыше виноват все-таки случай, затяжной Даунстрик следует вовремя остановить или снизить убытки от него – опуститься по лимитам, начать более тайтово играть, сделать перерыв и т.п. Признаки Даунстрика следующие:

  • Игрок редко получает перспективные карты для розыгрыша;
  • Борд редко усиливает руку или приносит оппоненту более сильные комбинации;
  • Частота выигрыша в конкретной ситуации оказывается ниже, чем рассчитанная для неё вероятность.

Даунстрик и Апстрик – это явления, с которыми может столкнуться любой игрок, даже профессиональный покерист. В обоих случаях, отклонение от математического ожидания происходит по независящим от игрока причинам. То есть, он ведет игру также как обычно, но получает другой результат.

Дисперсия в покере – это то, что чаще всего вызывает тильт у игроков. Проигрыши при верной стратегии или увеличенные выигрыши могут сильно повлиять на психологическое состояние покериста. Излишняя самоуверенность или, наоборот, неуверенность в своих силах, могут негативно сказаться на дальнейшей игре. Поэтому игрокам рекомендуется не только постоянно работать над своей психологией, но и регулярно анализировать игровые сессии. Анализ позволяет выявлять причины проигрышей или выигрышей, определять Апстрик и Даунстрик.