interviu-s-olegom-paramon

Команда Poker.ua продолжает брать интервью у различных покерных деятелей. Мы общались с игроками, хайроллерами, амбассадорами и дилерами. В этот раз мы решили заглянуть за кулисы офлайн-покера и пообщались с профессиональным фотографом — Олегом Парамоном.

Олег более 10 лет фотографирует покерные серии в разных странах. Мы поговорили на разные темы: в чем состоят сложности покерной съемки, как происходит сам процесс, есть ли игроки, которые не хотят фотографироваться, сколько участников попадает в итоговые альбомы, а также о многом другом.

— Олег, добрый день. Спасибо, что согласились на интервью. Вы — один из важнейших людей в современном офлайн-покере. Расскажите, как пришли в эту индустрию, с чего начиналась ваша карьера фотографа?

— Приветствую. Ну уж нет! Не думаю, что я «один из важнейших». Всего лишь, возможно, имею отношение к медиапродвижению покера.

Фотографировать я начал с детства. Мама подарила камеру лет в 15 на день рождения. Я начал снимать все подряд: друзей во дворе, птиц. Потом сам проявлял снимки, закрываясь в темной комнате. «Цифры» же тогда еще не было. Фото было одним из моих увлечений детства.

 Вся моя работа до 25-летнего возраста никак не была связана с медиа или фото.

С 1998 года я начал работать в издательстве и долгое время был дизайнером, художником, арт-директором. И на пике своего дизайнерского промысла, когда отошел от офисов и перешел на фриланс, познакомился с Артуром Восканяном. Я продолжал работать на одно издательство и начал делать для PokerCM некоторую работу по дизайну.

Занимался оформлением при открытии новых покерных клубов в Москве, и когда покер в России запретили, компания PCM начала организовывать турниры за границей. И там, помимо дизайна, потребовалась фотография. Я начал понемногу снимать, а потом вообще забросил дизайн, хотя очень много делал в этом направлении — от визиток, журналов, билбордов до создания сайтов.

— Профессия фотографа началась именно с покера?

— Да, именно. Для себя я фоткаю все на телефон или на экшн-камеры. Профессиональную технику использую только на работе. Кроме покера, я ничего не снимаю профессионально. Работа на работе, свободное время для себя.

— Покерный фотограф — это хобби или работа?

— Я обожаю свою работу. Мне нравятся турниры, репортажная, частично постановочная съемка. У меня достаточно хобби, а фото — это источник дохода, но любимый.

— На покерных сериях одновременно играют сотни участников. У вас есть какой-либо план? Например, сфотографировать конкретных игроков, запечатлеть баббл в турнире. Или же вы ищете красивые моменты?

— Конечно, есть план. Сначала я снимаю зал по максимуму — общие фото игроков — а потом перехожу на личные кадры, портреты, эмоции. Сейчас сложно стало фотографировать: все в ужасных медицинских масках, мало кто креативно подходит к их выбору. Вообще в покере сложно снимать эмоции игроков — pokerface. Хотя эмоциональность зависит и от турниров, и от мест проведения.

Следующий этап — работа на журналиста. Он ведет трансляцию, описывает раздачи, истории, делает обзоры. И для оформлении ветки ему, конечно, нужны фотографии деталей, игроков, раздач. Часто необходимы конкретные покеристы. Я иду и снимаю их, чтобы журналист под текст прикрепил красивый снимок.

— Все-таки есть план. Игроки, которые никогда не бывали на офлайн-сериях, наверняка не догадываются, что это большой труд, а не просто прогулка по залу и щелканье камерой.

— Конечно, их дело играть, а мое — не мешать им. Некоторые сами подходят и просят их сфотографировать. Но я снимаю не все — например, на больших сериях не фотографирую сателлиты, потому что это будет слишком объемная работа. Иногда сайд-ивенты остаются не отснятыми. В основном фотографируются главные события.

Если турниры собирают немного игроков, то стараюсь фотографировать всех подряд,

Ну и, соответственно, финальные фотографии. Это отдельная схема — как снять, потом сделать коллаж, заменить фон при необходимости. Каждый раз по-разному. Но всегда фотографирую финальный стол, каждого в отдельности и победителя.

— На фото чемпиона мы часто видим разные узоры и башни из фишек за столом. Это ваша работа?

— Да, моя. Делать скучное фото — это не по мне. И когда-то я начал украшать столы фишками и картами, выстраивать башни и узоры. Мне кажется, чемпионы уже привыкли и бывают удивлены, если стол не украшен (такое бывает, если времени на это не дают). Для игроков это уже само собой разумеющееся, а ведь когда-то этого не было вообще. Мне как раз недавно скинули фотку подражателей.

Так что я задал тенденцию с башнями из фишек, и это круто. Раньше это подчеркивало только мои фото.

Украшение финального стола

— На разных сериях фото победителя бывает разным. На наших фестивалях выстраиваются красивые экспозиции, на зарубежных — могут стоять скромной стопкой. Иностранцы не любят красоту?

— В основном все зависит от того, сколько у меня есть времени. В «Казино Сочи», можно сказать, я дома, и тут у меня все настроено. Менеджер знает, что мне нужно дать на это время, чипрумер знает, сколько фишек нужно принести — процесс налажен. На других сериях не всегда есть время. Особенно на дорогих турнирах — люди всегда торопятся, поэтому нужно что-то построить по-быстрому, отснять — и все. На некоторых турнирах просто не хватает столов, и как только заканчивается один турнир, людей из очереди сажают за пустой стол. Зависит, конечно, и от организаторов, и от менеджеров, они в основном машины — подача на перспективу им не видна и смысл в креативе им не ясен.

— Если брать стандартную серию Sochi Poker Fest, то какой процент игроков удается отснять?

— Я думаю, в основном попадают те, кто часто играет. Некоторые залетают на один турнир или на сателлит, они могут и не попасть на фото. Иногда ко мне подходят игроки, которые говорят: я был на трех турнирах за три дня, а меня нет на фото. Потом оказывается, что он играл сателлиты, а на них у меня просто нет времени.

Если говорить об общем количестве, то 70% точно попадают в альбом. Естественно, чем чаще участники играют на финальных столах, тем чаще они будут появляться на фото. Есть и те, кто отказывается фотографироваться. Иногда менеджеры заранее подходят и говорят, что вот этот игрок попросил его не снимать.

У меня есть категория людей, которые никогда не попадают на фото. У нас с ними есть договоренность, что я их не снимаю. Они играют, попадают в призы, но не попадают в альбом.

— А если такой игрок попадает за финальный стол?

— Он может закутаться в одежду, закрыть лицо маской, очками. Или же они просто не фотографируются на общем снимке.

 — Игроки часто обращают внимание на камеру?

— Всегда обращают внимание только девушки. Для них это важно — при публикации я делаю для них дополнительную обработку. Бывает такое, что игрок подходит ко мне и говорит: «Когда ты смог сделать мое фото, я тебя даже не видел, хотя на снимке смотрю прямо в кадр».

— Больше получается поймать эмоцию, или же игроки чаще позируют?

— Чтобы кто-то говорил “Подожди, я сейчас приму нужный образ” — таких наберется 2-3%, не более. Я стараюсь ходить очень тихо и аккуратно. Покерные фотографии — это такое дело, что еще и нельзя мешать игрокам. Поэтому обращают внимание очень редко, разве что какие-нибудь звезды, которым важно, как они будут выглядеть на фото.

Константин Генералов с кубком

— Показать просят?

— Ну, таких, может, вообще 0,1% наберется, и еще меньший процент, когда я это показываю. Я просто отвечаю, что увидите фото в альбоме — через 20 минут он обновится, и сможете посмотреть. Как правило, я не показываю необработанные фото.

— Сам занимаетесь обработкой?

— Конечно.

— Я предполагал, что вы просто меняете флешку, аккумуляторы, а всей технической частью занимаются другие люди.

— Нет, конечно, я все делаю сам. Кроме того, на разных сериях бывает по-разному. Недавно на Кипре за всю серию сделал 1,900 обработанных фото в альбоме, но по факту снимаю гораздо больше. Если в альбоме 1,900 фотографий, то сделал я около 3,500 снимков — может, даже больше.

На SPF в среднем 1,000 обработанных кадров за серию, но снимается в два-три раза больше. Потом я отбираю фото, обрабатываю и добавляю в альбом. Объемно получается и по времени — в общем у меня 12-часовой рабочий день. Иногда больше, иногда меньше.

— Когда игроки не могут решить до утра, кому отдать кубок, вы остаетесь, чтобы сделать финальное фото?

— Главные турниры — да, сайд-ивенты — на следующий день, а в последний день у меня обычно 17-часовой график. Ну и отдельная тема — это ТВ-столы. Тут дополнительная работа.

— На фото с кубком игроки бросают карты, чтобы они были видны на фото. Сами просят, или это ваши заготовки? И сколько времени занимает?

— Есть несколько позиций для финального фото, и бросание карт в том числе. Кто-то приходит со своими идеями. Есть у меня друг, которому я по традиции придумываю самые прикольные фотки: то он висит над столом, то перепрыгивает через него, ловя кубок (можно посмотреть на такие фото в моем рабочем инстаграме @photopoker).

Фото с летящими картами у меня не занимают много времени.

Я чемпиону объясняю, как правильно бросить, он это делает два-три раза — и этого достаточно. У некоторых получается с первого раза, но больше пяти бросков не бывает, это точно. Иногда я просто беру человека с одного кадра, карты с другого, там вырезаю, туда вставляю — и получается итоговый результат.

— Помимо лиц, в альбомах мы часто видим красивые фото разных объектов, хранителей карт и прочих атрибутов. Это ваша инициатива, или ставится такая задача?

— Думаю, эту инициативу создал я. До меня в России не было покерных фотографов. Сейчас, конечно, есть. Я начал снимать покер в 2010-м, а пришел в игру в 2007-м как медиа-дизайнер. Задача — показать атмосферу покера. Не могут быть постоянно одни лица, понятно, что это надо как-то разбавлять. Я фотографирую часы, наушники, картхолдеры, амулеты. Иногда, когда игроки уходят на перерыв, я хожу по залу и фотографирую такие моменты, чтобы никому не мешать. Часто попадаются игрушки на столах, и игроки хвастаются, что получили их от детей на удачу.

Недавно большой турнир выиграл хороший игрок и товарищ, который был в футболке с рисунком своего ребенка.

Фото картхолдера

— Получается, не всегда мы видим оригинальное фото?

— Да, бывает. Иногда на общем фото — восемь игроков смотрят в камеру, а девятый закрыл глаза или посмотрел в другую сторону. Поэтому я беру лицо с одного фото, вставляю на другое, чтобы все прилично выглядели.

— На каких сериях успели поснимать, в каких странах?

— У нас когда-то были турниры в Египте, откуда я и начал фотографировать покер. Кипр, Черногория, самое далекое место — на Багамах. Когда проходили серии в Украине, снимал в Киеве и Одессе. С 2007 года я имел причастность более чем к 100 сериям.

— Какая серия вам нравится больше всего?

— Из серий, наверное, больше всего нравится на EPT. Там другая атмосфера, народ едет разный, и есть игроки, которые не участвуют в других фестивалях, приезжают просто отдохнуть. На второе место по колориту поставил бы Кипр или Багамы.

— В прошлом году в Сочи прошел самый дорогой турнир за $250,000. Съехались хайроллеры со всего мира. Какая атмосфера царила в казино?

— Все было отлично. Как раз эти люди самые позитивные — они всегда улыбаются, всегда на позитиве. Они могут проиграть $250,000, встать из-за стола и продолжить улыбаться, как будто ничего не произошло.

Турнир был не для всех, так скажем. Приходили некоторые местные игроки, хотели сфотографироваться со звездами, автограф взять, но в зал никого не пускали. Фанаты ловили их где-то в коридорах.

— Ходили легенды, что на тот турнир Пол Фуа привез с собой свиту из 15 человек, которые за него даже двери открывали. Правда?

— Да, была большая свита, много азиатских ребят, у них был отдельный фуршет, постоянно им все подносили. Насколько бегали за Полом Фуа, я не знаю. Во всяком случае, фишки ставил он сам.

 В какой-то момент Фил Айви дает $100 дилеру, чтобы за него фишки в пакет сложили.

Олег и Фил Айви

— Вы становитесь очевидцем бэдбитов и миллионных выигрышей. Сопереживаете игрокам, или это стало просто частью вашей работы?

— Понятно, что у меня много друзей и хороших знакомых в покере, и я могу болеть за некоторых игроков. Но чтобы переживать — нет. Люди играют на деньги и знают, что делают.

— Как вы сами относитесь к покеру?

— Я, честно говоря, в покере не особо разбираюсь. Когда-то пробовал играть онлайн, но быстро понял, что этому нужно уделить много времени, чтобы реально зарабатывать. Поэтому я бросил эту идею.

— Много друзей завели в покерной тусовке?

— Чтобы друзей — это вряд ли, а приятелей очень много. Мне приходится за день сотню раз пожимать руки товарищам или биться кулачками, как сейчас модно. Я сам-то не сильно общительный, мягко говоря.

— Задам нескромный вопрос. Как фотограф вы всегда находитесь рядом с игроками, фотографируете их карты. Не поступало предложений о «нечестной игре»? 

— Нет, никогда. Я иногда вижу карты людей, фотографирую их. Но у меня есть правило: если снимаю карты, то прикрываю экран рукой и после того, как сделал фото, сразу разворачиваюсь и ухожу. Чтобы по моим глазам тоже никто не понял, что там было. Хотя, думаю, это невозможно, так как я абсолютно холоден к покерному азарту и не испытываю эмоций. Иногда игроки сами показывают карты перед фолдом, а некоторые могут показать красивую руку для фото и продолжить играть.

— Есть место, где бы вы хотели еще фотографировать покер?

— Я хочу везде работать — в Вегасе, Барселоне, Монте-Карло, в Азию съездить. Я смотрю на WSOP, у них там столов 200 стоит, и я готов работать на всех сериях. По всему миру.

— И немного о вашем хобби — почему вы так полюбили небо и экстрим в целом?

— Я думаю, это охота за эмоциями. Лет 25 назад я начал заниматься скалолазанием, затем парашютным спортом. Подводное плавание, виндсерфинг, агрессивные ролики… Потом перешел на более жесткие виды экстрима — бейсджампинг, начал прыгать со скал, мостов, кранов. Много путешествовал в поисках новых локаций для прыжков. Потом еще начал заниматься параглайдингом, трюков и путешествий добавилось.

Олег на параплане

Вечная гонка за новыми эмоциями. Я летал на параплане с вершин вулканов Этна и Везувий, прыгал с километровых скал в норвежские фьорды.

Трижды поднимался на вершину Эльбруса. Запаса моих впечатлений хватит на несколько жизней.

— Вы установили много рекордов по бейсджампингу. Будут еще?

— Я не знаю. У меня уже не тот возраст, чтобы отжигать. Есть идея, ради которой я учился кататься на кроссовом мотоцикле, чтобы сделать еще один рекорд, так сказать, под занавес. Но пока у меня не получается это сделать, поэтому пока просто занимаюсь экстримом в свое удовольствие.

Полина Егорова Полина Егорова Автор новостей
Отвечаю за разделы «Новости» и «Акции». Люблю узнавать интересное из мира онлайн и живого покера, а также люблю рассказывать об этом людям.