raspisnoj-poker-0

Расписной покер — популярная карточная игра из категории «дворовых». Она сильно отличается по механике от классического варианта и близка к преферансу. По правилам игры в расписной покер для 36 карт участники записывают результаты раундов в специальной таблице — отсюда и пришло название. Иногда она упоминается как одесский, грузинский, детский, русский, подкидной или деревенский покер.

Правила игры в расписной покер

Игра близка по структуре к преферансу и бриджу, поскольку не имеет ставок, как в традиционном покере типа Холдема или Омахи. Здесь участники делают заказы — заявляют, что за этот кон смогут забрать конкретное количество карт. А после розыгрыша получают очки. Начисление зависит от того, насколько близка фактическая взятка к заказу.

В русскоязычных странах предпочитают играть в расписной покер с 36-карточной колодой. Иногда добавляют джокера, но чаще его роль выполняет пиковая семерка. Карты в колоде идут в обычном старшинстве: слабейшая — шестерка, сильнейшая — туз.

Скриншот из программы для ПК
Пример игры в приложении

Фактически в партии могут участвовать до 10 человек, но оптимальное количество — от 3 до 5. Это минимизирует влияние удачи и сохраняет динамику соперничества.

Партия состоит из конов или сдач. В них игроки раздают карты, объявляют заказы, проводят розыгрыш и записывают очки в таблицу. Число сдач в партии зависит от числа участников:

  • в стартовом коне дается по 1 карманной карте;
  • в каждой следующей сдаче добавляется по 1 карте, пока их число не достигнет максимума;
  • идут сдачи с максимальным числом карт — их число соответствует количеству игроков;
  • далее каждый раз сдается на одну карту меньше.

Суммарное количество конов отличается в зависимости от количества участников партии.

Количество игроков2345
Максимум карт на руках181297
Количество сдач35252017

Длительность партии

На примере с 5 участниками количество карманок в сдачах следующее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7, 7, 7, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

После сдачи дилер кладет колоду на стол и показывает верхнюю карту. Ее масть объявляется козырной.

Здесь заканчивается обычная часть игры. Начинаются специальные этапы, если соперники заранее о них договорились. Далее подсчитываются очки и определяется победитель.

Принцип игры

Большую часть игрового процесса занимают торги. Этот этап кона идет после объявления заказов. Во время ходов соперники по очереди выкладывают на столы карты. Первым это делает сидящий следующим по часовой стрелке от дилера. А оппонент слева от него должен:

  • выложить данную масть;
  • если масти нет — козырь;
  • если нет козыря и масти — любую карту из руки.

Применять козырь, если есть соответствующая масть, нельзя.

Тому, кто положил самую старшую карту, достается взятка.

Количество розыгрышей в коне зависит от количества карт, выданных игрокам. К примеру, в четвертой сдаче они получают 4 карманки. Соответственно, можно заявить и забрать до 4 взяток.

Начало игрового процесса

Сначала участники договариваются о правилах и дополнительных условиях: использовании джокера, трех пасах, специальной игре. Затем готовят таблицу, где каждому игроку выделено 2 столбца: для записи объявленных взяток и очков. В общей колонке слева нумеруются коны.

Перед началом определяется участник, выполняющий задачи дилера (сдающего). Обычно для этого проводят жеребьевку. Сдающий меняется, передавая эту обязанность по часовой стрелке. Это может происходить после каждого кона или целой партии.

Проведение раздачи

Один кон проходит в такой последовательности:

  1. Дилер раздает участникам нужное количество карт.
  2. Игроки делают заказы, начиная с сидящего следующим от дилера по часовой стрелке. Они говорят, сколько взяток планируют забрать в коне.
  3. Заказы записываются в таблицу.
  4. Начинается розыгрыш. Участники по очереди выкладывают на стол по одной карте. Стартует сидящий слева от дилера.
  5. После прохождения круга тот, кто выложил самую сильную карту, получает взятку.
  6. Начинается следующий розыгрыш. В нем первым действует тот, кто забрал последнюю взятку.
  7. Когда руки игроков опустеют, кон заканчивается. В таблицу записываются очки.

В пределах кона задача участника в момент получения руки точно определить, сколько взяток он сможет забрать. Чем точнее окажется его заказ, тем больше очков внесут в таблицу.

Джокер

Как и в других классических играх с колодой, джокер в расписном покере может принимать любое значение. Если ситуация требует, его объявляют слабейшей картой, чтобы не получить взятку, или, наоборот, сильнейшей — для закрытия заказа.

В момент выкладки джокера на стол можно задать условие продолжения текущего розыгрыша:

  • Младшие. Соперники вынуждены продолжать с самыми низкими рангами названной масти.
  • Старшие. Условие противоположно «младшим»: есть туз в масти — надо использовать его, если нет — короля, даму и так далее.
  • Козыри. Согласно правилам, соперники обязаны использовать в кону самые высокие ранги названной масти.

Если у оппонента нет нужной масти в руке, он имеет право класть на стол любую.

При условиях «старшие» или «козыри» взятка в розыгрыше всегда достанется обладателю джокера. А при «младшие» — тому, кто выложил наивысший ранг. Этот вариант помогает игроку с джокером не перебрать, если он уже выполнил свой заказ.

Специальные игры

Выше описан классический ход кона, но при предварительном согласовании соперники могут изменять правила. Есть много вариантов специальных игр, не возбраняется придумывать их на ходу. Наиболее популярны:

  • темная или слепая — заказ необходимо объявить, не глядя в руку;
  • мизер — любая взятка накладывает на участника штраф (его можно перебить набранными очками, а заявитель паса получает 50 очков, если ничего не взял);
  • бескозырка — без козырей;
  • хапки (известна также как «золотая») — любая взятка выигрышная, штрафы не используются.

Часто к конам по специальным правилам применяется двойной бонус за точное выполнение заказа. Например, если участник заявил и заработал 4 взятки, он получает не 40, а 80 очков.

Взятки

Возможность заранее определить оптимальный размер заказа делает расписной покер игрой, в которой можно добиться стратегического преимущества за счет логики. Задача — определить точное количество раз, когда в конце кона заберешь карты к себе. Если это удастся, то за каждую взятку будет начислено по 10 очков.

Игрок может назвать заказ, не превышающий размер его руки. Например, в 4-й сдаче можно сделать пас или запросить 1, 2, 3 или 4. Это правило распространяется на всех, кроме дилера.

Крупье обязан сделать заказ так, чтобы общее число взяток в коне не равнялось количеству карманных карт. Например, в пятом раунде до него заказали 5. Он вынужден заявить хотя бы 1 взятку.

Это правило для дилера необходимо, чтобы в коне при любых условиях сложилась ситуация, что чей-то заказ не выполнен. Аналогичную роль в классическом покере играют блайнды — они уменьшают стек и заставляют бороться за банк.

Начисление и подсчет очков

Подсчет очков начинается после того, как у участников закончились карты на руках. Начисление или штрафование зависит от того, в какую сторону результат отклоняется от заявленного заказа:

  • точное соответствие — по 10 очков за взятку;
  • взял меньше, чем заказал — по -1 оч./вз.;
  • взял больше, чем заказал — по 1 оч./вз.;
  • заявил пас и взял 0 — 5 очков.

В большинстве игр действует правило: нельзя делать пас в более чем 3 конах подряд. Но участники могут договориться не использовать его.

Пример таблицы

Для игры вживую следует распечатать шаблон таблицы из интернета или разлиновать лист самостоятельно. Можно использовать программу вроде Google Spreadsheets на ноутбуке. А для смартфонов разработаны специальные приложения, например, Joker List из Google Play или App Store.

Таблица игроков
Таблица по итогам двух конов

В столбик взяток записываются две цифры. Первая — заказ игрока, вторая — фактический результат. В столбце очков сразу пишется сумма всех раундов. Это позволяет сэкономить место на листе.

Другие разновидности игры

Расписной покер — самое распространенное название игры, но далеко не единственное. В СССР он был известен по всей стране с различными дополнениями к правилам. Поэтому встречается грузинский, русский, деревенский, детский, подкидной и одесский покер. А на современных сайтах с онлайн-играми эту карточную дисциплину знают под лаконичным именем «Джокер».

Где играть в расписной покер

Площадок для игры на деньги в этот вид покера на компьютере нет. Можно воспользоваться флеш-сайтами с условными деньгами, но на многих из них уже не работают Flash-плагины. Если по прямому запросу ничего не находится, стоит поискать «джокер».

Приложения для смартфонов и планшетов скачиваются с Google Play и App Store. Они позволяют играть на фишки или рейтинг. Скачать их проще, чем десктопные аналоги.

Скриншот приложения
Приложение от Elerium Soft на смартфоне

Согласно оценкам пользователей, лучшие приложения для Android и iOS выпущены NanoFlash (4.5), OOO Geimifikatsiya (4.3, 4.8) и Eleruim Soft (4.3, —).

Резюме

Расписной покер — одна из «народных» карточных дисциплин. В ней можно обеспечить преимущество над оппонентами за счет памяти, внимания, логики и тактического планирования. Но игра популярна среди узкого круга любителей, поэтому в отличие от классического покера не может рассматриваться как профессиональное занятие.

Однако здесь можно тренировать внимание и посмотреть на соперничество с другой стороны. Это полезно, потому что помогает убрать «замылившийся» взгляд на обычные вещи.

FAQ

Можно ли играть в этот вид покера на деньги?
К сожалению, лицензированных сайтов для игры против реальных людей нет.
Кто побеждает в партии?
Набравший больше всего очков в таблице.
Сколько джокеров в колоде?
Максимум два. В обычной 36-карточной колоде эту роль играет пиковая семерка. Но можно сделать соперничество динамичнее, добавив джокеров из французской колоды.
Почему при недоборе одной взятки снимают 10 очков?
Это может быть включено в правила конкретного приложения. В некоторых за недобор снимают по 1 оч./вз., в других — по 10.
Что такое покер с круговыми козырями?
В этой разновидности козыри идут по очереди в конкретном порядке: пики, трефы, бубны, черви. Здесь, выкладывая джокера, нужно объявлять игру по масти («младшие» и «старшие» недоступны).
Михаил Макрушин Михаил Макрушин Автор школы покера и обзоров румов
Привет всем гостям poker.ua. Я пишу для сайта информационные тексты, обзоры, рейтинги и статьи по теории.
Света Svetarik Дрыга Света Svetarik Дрыга Эксперт
Профессионально играю в покер и обсуждаю его на стримах с теми, кто меня поддерживает. Помогаю Poker.ua выпускать полезные и интересные статьи о покере.